Мелехов И. С. Определение целевой аудитории для арт-резиденции

Образец ссылки на эту статью: Мелехов И. С. Определение целевой аудитории для арт-резиденции // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 1 (13). С. 10.

УДК 005.213

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ДЛЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ

Мелехов Игорь Сергеевич

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9, руководитель отдела информационных технологий, melehov@inobe.ru, +7-985-722-87-61.

Аннотация. В статье автор рассматривает сущность и виды целевой аудитории. Подчеркивается важность знания целевой аудитории для построения максимально успешной рекламной кампании, формирования оптимального для конкретной целевой аудитории ассортимента товаров. Знание целевой аудитории улучшает общение с клиентами, проведение акций, распродаж и других кампаний, нацеленных на привлечение новых покупателей, а также способствует созданию уникальных продуктов, которые будут интересны потребителям. Автор статьи выделяет основные признаки, по которым можно объединить потребителей в тот или иной сегмент целевого рынка. Также в статье выделяются основные сегменты целевого рынка услуг арт-резиденции и проводится их анализ. Главный вывод состоит в том, что при разработке целевой аудитории арт-резиденции были найдены потребительские сегменты и проведен их анализ, что позволило провести разработку и позиционирование услуг.

Ключевые слова: целевая аудитория; маркетинговые коммуникации; сегмент рынка; емкость рынка; объем продаж; прибыльность бизнеса; креативные технологии; нетворкинг.

DETERMINATION OF TARGET AUDIENCE FOR ART RESIDENCE

Melekhov Igor Sergeevich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), Head of Information Technology, melehov@inobe.ru, +7-985-722-87-61.

Abstract. In the article, the author examines the nature and types of the target audience. It emphasizes the importance of knowing the target audience to build the most successful advertising campaign, the formation of the optimal range of products for a specific target audience. Knowledge of the target audience improves communication with customers, holding promotions, sales and other campaigns aimed at attracting new customers, and also helps create unique products that will be of interest to consumers. The author of the article identifies the main features by which consumers can be united in one or another segment of the target market. The article also highlights the main segments of the target market of art-residence services and analyzes them.

The main conclusion is that when developing the target audience of the art residence, consumer segments were found and analyzed, which allowed the development and positioning of services.

Keywords: target audience; marketing communications; market segment; market size; sales; business profitability; creative technologies; networking..

Целевая аудитория представляет собой группу людей, на которых направлены основные маркетинговые коммуникации. В целевую аудиторию входят как существующие покупатели, так и потенциальные клиенты, привлечь которых важно для стабильного развития предприятия. Наличие целевой аудитории позволяет сконцентрироваться на конкретной группе потребителей рынка и создать для них уникальное предложение, продать товар или услугу в нужном месте, используя подходящие инструменты коммуникации.

Целевая аудитория - это группа людей, которой нужны исследуемые услуги или товары. Целевая аудитория ограничивает конкретный сегмент потребительского рынка или группу таких сегментов. Каждому сегменту свойственны определенные признаки, которые являются общими для каждого представителя конкретного сегмента [1]. Поиск целевой аудитории или ее создание является важнейшей задачей при создании рекламы. Ее решение начинается с анализа рынка, с выбора критериев, по которым будет определяться целевая аудитория.  Этот процесс называют сегментированием [3, с. 5; 4, 195].

В целях исследования необходимо выделить основные признаки, по которым можно объединить потребителей в тот или иной сегмент целевого рынка:

  • географический;
  • социально-демографический;
  • психографический;
  • поведенческий [2].

Размер целевой аудитории позволяет определить емкость рынка, объем продаж, т.е. оценить прибыльность бизнеса [5]. В процессе исследования целевого рынка для арт-резиденции были выбраны следующие сегменты:

  • дизайнеры/художники роста;
  • дизайнеры/художники без выставки;
  • дизайнеры/художники без команды;
  • дизайнеры/художники «жажда славы»;
  • дизайнеры/художники «без музы»;
  • дизайнеры/художники без заказа;
  • арендаторы помещений для креативных проектов;
  • кураторы ивентов;
  • индивидуальные спикеры;
  • арт-ученики города Хотьково и прилегающих городов;
  • стартаперы: начинающие предприниматели в сфере творчества и дизайна.

Был проведен анализ этих сегментов с целью разработки возможных предложений для их представителей.

Дизайнер/художник роста. Сегмент представляет собой начинающих молодых дизайнеров или художников, которые имеют желание развивать свое мастерство, которые нуждаются не только в обучении: мастер-классах, семинарах, лекциях; но и в различных программах поддержки своих проектов. Арт-резиденция может предложить уникальную программу роста начинающих дизайнеров или художников.

Дизайнер/художник без выставки. За последние десятилетия произошло достаточно быстрое развитие творческой сферы и инфраструктуры креативных технологий. Появилось множество дизайнерских центров, центров искусств, различных креативных площадок. Однако представителей творческих профессий также становится больше, что создает определенные конкурентные трудности при организации персональных мероприятий как для начинающих, так и для профессиональных дизайнеров и художников. Арт-резиденция может помочь в организации персональной выставки, что позволит сделать результаты работы более доступными для представления и продажи.

Дизайнер/художник без команды. Проектная деятельность подразумевает создание команды. Творческие проекты подразумевают создание креативной команды, т.е. не просто команды единомышленников, но некоего сообщества людей, объединенных общими идеями, интересами, культурой, не обязательно одной профессии. В одиночку достаточно сложно создать такое сообщество, заставить его функционировать и приносить результаты. Арт-резиденция помогает найти подходящую для проекта команду внутри уже существующего на ее базе сообщества, использовать опыт предыдущих проектов, найти новые знакомства для формирования команд для любых задач.

Дизайнер/художник «жажда славы». Наиболее амбициозные дизайнеры и художники нуждаются в продуктивном общении с творческой элитой, они могу увидеть в этом открывающиеся возможности для реализации своих собственных проектов. Найти плюсы в пересечении социальной и профессиональной деятельности может помочь нетворкинг. Нетворкинг - деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга, включающего друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать бизнес-вопросы.

Суть нетворкинга состоит в выстраивании долгосрочных продуктивных отношений с людьми, подразумевающих взаимопомощь. В настоящее время существует не так много мест, где можно приобрести  знакомства среди высокопрофессиональных и известных представителей творческих профессий. Арт-резиденция может стать базой для нетворкинга с творческой элитой.

Дизайнер/художник «без музы». Для продуктивной работы в творческой сфере необходима определенная среда, в которой дизайнеры и художники могут найти вдохновение. Зачастую креативную атмосферу сложно создать самостоятельно, это результат не только архитектурных или интерьерных изысканий, но и результат культурного развития сообщества, вокруг которого эта атмосфера формируется. С одной стороны, необходима комфортная для работы среда, с другой стороны, для генерации свежих идей необходимо регулярно выходить из зоны этого комфорта. Арт-резиденция позволяет решить обе задачи: это удобные, хорошо оборудованные мастерские, налаженная инфраструктура и сообщество, в котором уютно находиться. Однако сама поездка из города в сельскую местность, смена географического местоположения мастерской, смена социальной среды и внешней среды влекут за собой смену внутреннего состояния резидента. Арт-резиденция становится платформой для новых идей с помощью творческой культуры сообщества, налаженной креативной инфраструктуры и окружающей природы, по сути оказывая услуги арт-терапии.

Дизайнер/художник без заказа. Быстро развивающиеся информационные коммуникации для многих стали мощным инструментом для реализации конкурентных преимуществ. Представить большой аудитории свой товар или услугу стало гораздо проще, в результате конкурентная среда конкретного продавца значительно расширилась, зачастую стирая даже географические ограничения. Дизайнеру не составляет никакого труда представить свое портфолио широкой публике, однако найти и удержать своего заказчика среди высокой конкуренции становится все сложнее. Художнику же необходимо найти площадку, которая позволит представить свои работы именно его целевой аудитории. Арт-резиденция может предложить экспериментальный проект по поиску заказов, стать платформой для конкурсов, тендеров, обладать базами данных потенциальных заказчиков и дать возможность презентовать свои проекты именно так, как это задумал дизайнер или художник. Арендатор помещений для креативных проектов. В настоящее время достаточно популярно использование коворкинг-пространств. Многие проектные команды испытывают необходимость в офисе, но так как проект предполагает определенные сроки, то офис, как и сама команда, могут быть временными, офис может быть арендуемым на регулярной основе. Коворкинг-зона для креативного проекта должна предполагать соответствующую креативную среду. Арт-резиденция предоставляет оборудованные помещения, налаженную инфраструктуру для создания креативного проекта на основе программ по аренде, также использующих различные бонусные системы для постоянных резидентов.

Куратор ивентов. Для проведения различных фестивалей, конференций, выставок, семинаров, мастер-классов и других творческих мероприятий, как правило, необходима специальная площадка, обладающая ресурсами для проведения подобного рода ивентов. Арт-резиденция обладает ресурсами для организации творческих мероприятий, уже имеет определенную потенциальную аудиторию среди резидентов и посетителей.

Индивидуальные спикеры. Индивидуальные спикеры могут проводить свои собственные мероприятия на базе готовых площадок, также входят в состав уже готового ивента. Арт-резиденция является готовой площадкой для проведения лекций, здесь на регулярной основе проводит различные мероприятия по темам, которые могут быть интересны многим спикерам и вызовут желание принять участие.

Арт-ученики города Хотьково и прилегающих городов. Предприятия маленьких городов несут на себе ответственность за поддержание местных традиций, формирование культурной интеграции с местным населением. Творческая резиденция может стать площадкой для проведения творческого досуга жителей окружающих ее городов, поддержания и развития культурного наследия регионов, в которых она находится. Арт-резиденция может организовать обучающие интенсивны и арт-школы для местного населения на регулярной основе.

Стартаперы. Команды, начинающие стартап-проект, нуждаются в его поддержке. Молодые предприниматели часто ищут площадку, предоставляющую программу по поддержке проекта на всем этапе его развития: от разработки до реализации. Арт-резиденция может стать бизнес-инкубатором для начинающих предпринимателей в сфере дизайна и искусства, обладая такими ресурсами, как клиентская база, сообщество, контакты с дизайнерами, художниками и организациями, кураторами выставок.

Обобщенные сведения по сегментам целевой аудитории с выделением потребностей представителей каждого из них, ресурсов и реализуемых арт-резиденцией программ для удовлетворения этих потребностей сведем в таблицу 1.

Можно выделить следующие необходимые ресурсы:

  • площадка для выставки;
  • площадка для лекций;
  • площадка для обучения;
  • инфраструктура;
  • сообщество;
  • аудитория.

Таблица 1

Сегменты целевой аудитории

Как видно из таблицы, одни и те же ресурсы можно использовать для удовлетворения потребностей представителей различных сегментов целевой аудитории.

С этой целью ресурсы можно объединить в группы:

  • помещения с инфраструктурой и благоприятной окружающей средой;
  • креативное творческое сообщество;
  • клиентская база.

Программы для реализации потребностей различных сегментов должны разрабатываться как самостоятельные, но в комплексе услуг, так как программы используют одни ресурсы и имеют много концептуальных пересечений.

Программы также можно разбить на группы:

  • аренда помещений;
  • организация мероприятий;
  • обучение;
  • коммуникация в сообществе.

Таким образом, при разработке целевой аудитории арт-резиденции были найдены потребительские сегменты и проведен их анализ, что позволило провести разработку и позиционирование услуг.

Список литературы 

  1. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. СПБ: Питер, 2006. 816 с.
  2. Никишина Ю. В. Сегментирование рынка с использованием самоорганизующихся карт. URL: http://www. marketing. spb. ru/lib-research/segment/selforder. Htm (дата обращения 11.09.2018).
  3. Оришев А. Б. Реклама: определение понятия, экономическая роль и ее особенности в России // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 5.
  4. Оришев А. Б. Социология рекламной деятельности. Учебник для студентов высших учебных заведений. Сер. Высшее образование. М.: РИОР, 2012. 235 с.
  5. Паршин А. А. Методы и принципы сегментного анализа в маркетинге. URL: spb.ru/read/article/a54.htm (дата обращения 11.09.2018).

References 

  1. Kotler F., Keller K. L. Marketing menedzhment. 12-e izd. SPB: Piter, 2006. 816 p.
  2. Nikishina Yu.V. Segmentirovanie rynka s ispolzovaniem samoorganizuyuschikhsya kart. URL: http://www. marketing. spb. ru/lib-research/segment/selforder. Htm (data obrascheniya 11.09.2018).
  3. Orishev A. B. Reklama: opredelenie ponyatiya, ekonomicheskaya rol i ee osobennosti v Rossii - Biznes i dizayn revyu. 2016. T. 1. № 4 (4). p. 5.
  4. Orishev A. B. Sotsiologiya reklamnoy deyatel'nosti. Uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. Ser. Vysshee obrazovanie. M.: RIOR, 2012. 235 p.
  5. Parshin A. A. Metody i printsipy segmentnogo analiza v marketinge. URL: marketing.spb.ru/read/article/a54.htm (data obrascheniya 11.09.2018). 

Рецензенты:

Мальцева Е. С. – кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Проданова Н. А. – доктор экономических наук, профессор кафедры финансового контроля, анализа и аудита ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.  Плеханова.

Работа поступила в редакцию: 21.01.2019 г.