Брейкина А.И. Проблемы социализации личности студента в современном российском обществе

Образец ссылки на эту статью: Брейкина А.И. Проблемы социализации личности студента в современном российском обществе // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 3 (23). С. 13. 

УДК 7.067

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Брейкина Анастасия Ивановна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, vvspart@mail.ru.

Аннотация. Общество стремительно развивается, а одним из направлений этого развития является цифровизация. В работе рассмотрены основные факторы социализации личности студента, а также выявлены основные проблемы осуществления социализации. Недостаточное использование теоретических положений и их реализация в практике социализации молодежи потребовали обращения к теоретико-методологическим подходам. Предложены возможные пути решения возникающих проблем, система оценки успешной социализации в социокультурной среде университета: самоопределение, продолжение обучения на следующей ступени высшего образования, повышение успеваемости или хорошая успеваемость, самореализация, достижения значимых на уровне университета в любой области деятельности. Раскрыты основные понятия, содержание, интегрирующие тенденции в разрешении поставленных проблем.

Ключевые слова: социализация; профессиональная социализация; факторы социализации; студенты.

PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF THE STUDENT'S PERSONALITY IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Breykina Anastasiya Ivanovna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Business Administration, vvspart@mail.ru

Abstract. Society is developing rapidly, and one of the directions of this development is digitalization. The work examines the main factors of socialization of a student's personality, and also identifies the main problems of socialization. Insufficient use of theoretical provisions and their implementation in the practice of socialization of young people demanded an appeal to theoretical and methodological approaches. Possible ways of solving emerging problems, a system for assessing successful socialization in the socio-cultural environment of the university: self-determination, continuing education at the next stage of higher education, improving academic performance or good academic performance, self-realization, achieving significant at the university level in any field of activity. The basic concepts, content, integrating tendencies in the solution of the set problems are revealed.

Keywords: socialization; professional socialization; socialization factors; students.

Введение

Исследование проблемы социализации как процесса взаимодействия личности с окружающей средой на основе ориентации на человеческие ценности и приобщение к культуре, выработанной человечеством, находится в стадии активного поиска своих методологических подходов и парадигм.

Процессы социализации личности студента являются важнейшим этапом становления личности. Однако в ходе личностного развития человека возникают различные проблемы, связанные со сложностями осуществления социализации. В частности, множество проблем связанно тем, что отдельные авторы отмечают недостаточный уровень индивидуального развития студентов в вузе. Основанием к развитию обозначенной проблемы служит противоречие между требованиями, предъявляемыми современным обществом к социализации личности с развитым гражданским самосознанием и недостаточным использованием средств и возможностей образовательно-культурной среды вуза.

Социализация личности студента оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие сознания личности, сказывается на формировании жизненных принципов. Развитие данных элементов крайне важно для дальнейшего существования не только в обществе, но и в рамках профессии.

Цель исследования. В сложившихся социальных реалиях возникает необходимость изучения студенческой молодежи, ее особенностей и закономерностей развития личности, адаптационных механизмов в образовательной среде, обеспечение конкурентоспособного специалиста в рамках осуществления трудовой деятельности. 

Методы исследования

При работе над статьей автор использовал следующие методы:

1) сравнение, позволившее сопоставить социализацию личности в рамках студенческой жизни и в современном российском обществе;

2) синтез полученных знаний как формирование идеологической и эмпирической ценности анализируемых результатов и выявленных проблем.

3) статистический, предоставивший данные, подкрепившие гипотезу исследования. 

Результаты исследования и их обсуждение

Одной из основных целей современного образования признается всестороннее развитие личности, в том числе и формирование определенных гражданских, социальных, профессиональных и других ценностей. Большое влияние на воспитательный процесс в современных социокультурных условиях оказывает социализация молодежи, которая в Оксфордском словаре трактуется как процесс формирования у человека ценностных ориентаций и образа мысли, обеспечивающих стабильность внутри социальной группы, в которую он включен. В связи с экономическими и социальными трансформациями в обществе социализация молодежи проходит достаточно неоднозначно, и ее влияние не может не сказываться на ценностях социального и профессионального самоопределения молодых людей, в том числе выпускников учебного заведения. Утверждение рыночных отношений в образовании (образование стало рассматриваться как сфера услуг) обусловило смену мотивации, приоритетов, ценностных установок молодежи.

Социализация предполагает процесс адаптации, внедрения индивида в общество, в его устоявшиеся структуры и институты (семью, образование, культуру, государство). Как известно, процесс социализации индивида может занимать значительную часть жизни человека. Факторами, влияющими на социализацию, можно назвать природные, культурные, исторические, экономические и другие основания жизнедеятельности общества.

По своей сути социализация - сложный многоэтапный процесс по передаче и усвоению общественно принятых ценностей, социального опыта между членами общества. В своем онтогенезе человек проходит стадии социализации от «потенциального человека» к личности, которая и рассматривается как активный, социально-деятельный субъект общества. Социализация личности рассматривается как трехэтапный процесс: идентификация (становление человека); индивидуализация (становление индивидуальности); персонификация (становление личности).

На уровне идентификации происходит «врастание» индивида в общество, усвоение им достижений культуры, норм и ценностей. Индивидуализация дает возможность раскрыть человеку свою индивидуальность, уникальность. Персонализация замыкает предшествующие ступени, определяя человека как созидателя и творца [2, c. 92].

Социализация не является простой механической передачей опыта, установок и ценностей. Информация из прошлого включается в современный ритм жизни избирательно. Этот процесс через педагогическую деятельность (образование, обучение, воспитание) способствует формированию информационной, мотивационной и операционной подсистемы человека. Из чего следует, что на этапе получения студентом знаний в учебном заведении происходит множество процессов, оказывающих важнейшее значение на социализацию личности в современном обществе.

Личность - это совокупность индивидуально-психологических черт, характеризующих человека, как часть общества или общности. Становление индивида личностью происходит в ходе социализации. При социализации общество передает, а индивид усваивает и преобразует нормы и образцы поведения, формируя систему личных ценностей. Личностные ценности формируют систему ценностной ориентации, определяющей основу сознания и поведения человека и влияющей на ее развитие.

На сегодняшний день в российском обществе сложилась ситуация, в которой студенты (самая активная социальная группа) находятся на периферии общественной жизни. Это обусловлено рядом причин: 1) общее состояние экономики и производства, не способных абсорбировать большое количество свободных индивидов; 2) недостаточный уровень образования (несоответствие уровня полученных знаний уровню предъявляемых требований); 3) имперфективность правовой системы, провоцирующей социальные флуктуации, приводящие к размытию моральных границ и поведенческим девиациям.

Основой эффективного функционирования человека в качестве члена общества, социальной группы является его внутренняя готовность к интеграции в социум. Такое вхождение человека в систему социальных отношений, по мнению зарубежных ученых, требует усвоения норм и правил поведения, приспособления к требованиям социальной среды [9, c. 124]. В отечественной психологической науке под социализацией принято понимать процесс, связанный с усвоением ценностей и правил, активным приспособлением к нормам взаимодействия, определением мотивов развития, соотнесением себя с референтной группой, обеспечивающей эффективное вхождение в социальную среду [3, c. 260]. Данное определение позволяет вычленить основные компоненты, которые определяют качество развития изучаемого процесса: интериоризация, адаптация, идентификация и мотивация. Изучение литературных источников, связанных с анализом социализации свидетельствует о многофакторности исследуемого процесса. Исходя из этого, основной целью факторизации будет являться: а) сокращение числа переменных (условий, определяющих эффективность интеграции в социальную среду); б) обоснование структуры взаимосвязей между компонентами (условиями формирования социализации), т.е. классификация переменных; в) выявление императивных факторов, обуславливающих успешность интеграции личности в социум.

Мир меняется, меняется и общество, которому свойственен комплекс общественных значимых черт членов общества как носителей конкретного типа социальности. И.А. Ковалева, рассматривая личность через объектно-субъектный подход в обществе, пишет, что личность включает в себя социально-значимые черты сообщества и индивидуальные черты, что на человека оказывает влияние социальная среда, что личность создаёт и меняет социальную среду и самого себя [7].

В быстро меняющемся мире стоит вопрос перед высшими образовательными организациями о подготовке специалистов высшего звена, конкурентно способных профессионалов, высоконравственных, активных, социально мобильных, готовых быстро социализироваться в соответствии с потребностями общества, государства.

На социализацию личности студента в обществе во многом влияют факторы, создающиеся учебным учреждением. Выделим основные обстоятельства, которые оказывают влияние на социализацию студента, как в рамках учебного учреждения, так и в обществе:

- учебное заведение;

- культурные, политические, экономические аспекты окружающей среды;

- организация, в которой студент проходит производственные практики;

- личностные качества студента.

Исследователь М.М. Шульга выделяет макро-, мезо-, микрофакторы социализации в высшей школе [13, c. 117]. В группу факторов макроуровня входят глобальные тенденции развития человечества, особенности конкретно-исторического этапа развития определенного общества, соответствующие декларируемые и реально существующие ценностные идеалы, и нормы в сфере образования. Макрофакторы определяют общую направленность развития высшего образования.

К группе факторов среднего уровня (мезоуровня) М.М. Шульга относит региональные особенности высшего образования, представляющие собой этническую, конфессиональную, территориальную культурную среду, накладывающую отпечаток на функционирование высшей школы в различных регионах страны, а также те динамические процессы, которые происходят в самой системе высшего образования: особенности организации учебно-воспитательного процесса, преподавательский состав вуза, культурная среда конкретного учебного заведения.

К факторам микроуровня относятся влияние преподавателей как основных агентов социализации, внутригрупповые и межличностные, формальные и неформальные отношения в процессе осуществления образовательной деятельности, влияние субкультурных групп.

Социализация в вузе осуществляется в два этапа. Первый этап социализации студентов (1-2 курсы) представляет собой процесс адаптации индивидов к специфике образовательной деятельности в высшей школе. Второй этап социализации студентов (3-5 курсы) определяется доминантой профессиональной специализации.

В рамках современной высшей школы реализуются направления социализации: образовательная, профессиональная и общественная.

Проблема социализации студенческой молодежи имеет многофакторный характер. Социализация студентов происходит в социокультурной среде, которая имеет определенные особенности (социально-психологические связи в группе, общежитии, общении друг с другом в свободное от учебы время, постоянный контакт с преподавателями, что способствует развитию у них знаний, умений и навыков культурной коммуникации).

Возможности социализации молодежи становятся все более широкими и непредсказуемыми. Развитие личности связано расширением вариантов выбора поведения, среди которых варианты асоциального поведения. Расширению возможностей выбора способствуют многие факторы социализации (семья, учебное заведение, социальная среда, массовые средства информации).

Проблема социализации студенческой молодежи имеет многофакторный характер. Социализация студентов происходит в социокультурной среде, которая имеет определенные особенности (социально-психологические связи в группе, общежитии, общении друг с другом в свободное от учебы время, постоянный контакт с преподавателями, что способствует развитию у них знаний, умений и навыков культурной коммуникации).

В современной психологии высшей школы выделяют три основных типа социализации:

1) социально-личностный, который предусматривает единство, неразрывность личных и социальных приоритетов: лично значимыми выступают профессиональные ценности, профессиональными приоритетами – личностные;

2) социальный тип характеризуется первоочередным принятием социальных норм как ценностных и предоставлением им приоритетности перед личностными;

3) индивидуалистический тип – доминирование индивидуальных мотивов над социальными: потребность в самоутверждении, повышении самооценки, потребность в признании.

Возникает вопрос, как оценить результат успешной социализации и какие критерии необходимы для определения уровня социализированности студентов. На сегодняшний день с определением критериев успешной социализации нет единого мнения, как среди российских, так и зарубежных ученых.

Проанализировав работы зарубежных ученых А.С. Волович предложила общий вариант определения социализированности - сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

С.Н. Макарова проанализировала основные подходы по оценке результатов социализации личности отечественных и зарубежных ученых и предложила свой подход к оценке социализированности через освоение профессиональных норм, ценностей, трансформацию их в личные, сформированности установок и претворение в жизнь определенных ролей, выработки моделей возможного поведения в профессиональной сфере, сформированности свойств социально-профессиональной мобильности, конкурентоспособности и профессиональной компетентности, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, активное участие в процессе социализации.

Критерии успешности социализации молодых специалистов Р.Р. Хизбуллина рассматривала через мотивацию профессиональной деятельности, наличие и развитие профессиональных качеств, формирование профессиональной компетентности и мышления [12, c. 445].

Проанализировав исследования в области определения критериев успешной социализации, автор предлагает свою систему оценки успешной социализации в социокультурной среде университета:

1) самоопределение (представление образа желаемого будущего; владение средствами, особенностями своих личных качеств и своего места в профессиональных отношениях, освоение профессиональных ролей, понимание ценности избранной профессии);

2) продолжение обучения на следующей ступени высшего образования (наличие устойчивой внутренней мотивации по освоению новых видов деятельности, углубление специализации по выбранному направлению, продолжение научно-исследовательской деятельности);

3) повышение успеваемости или хорошая успеваемость (проявление своих способностей и качеств, стремление к приобретению новых знаний);

4) самореализация (насколько студент состоялся, как личность, насколько проявляет свои способности и качества, насколько он сам себя оценивает, как успешного; стремится к достижению духовной, физической и социальной гармонии, как управляет собой в изменяющихся социальных условиях);

5) достижения значимых на уровне университета в любой области деятельности (учебной и внеучебной) - (развитие социальной личной активности; сформированности самостоятельности, реализация личностных потенций, задатков, способностей).

Как видно из выше сказанного, проблема социализации остается актуальной, и ее изучение продолжается с учетом вызовов времени и современных реалий. В данном контексте важность социализации студентов в высших учебных заведениях была и остается важнейшей проблемой процесса становления личности. Этой проблеме в настоящее время уделяется много внимания, проводятся исследования, которые подтверждают важность социализации личности в социокультурном пространстве вуза и пути решения возникающих проблем социализации.

В последние годы активно исследуются характеристики требований и условий, средства и методы социализации личности, связанных с социокультурной средой образовательных учреждений.

Для успешной социализации студентов важно создание организационно-педагогических условий в социокультурной среде. По мнению С.Н. Павлова, совокупность возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, взаимодействия субъектов педагогического процесса все это есть организационно-педагогические условия [10].

Анализируя социокультурную специфику процесса социализации современной российской молодежи, следует отметить, что большим количеством исследователей приводится мнение об образовательных учреждениях как основных агентах социализирующего воздействия.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что адаптация учащихся к содержанию и методам вузовской работы, к новым социальным ролям представляет собой комплексный, динамичный процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социальных и биологических факторов.

Особенной отличительной чертой характеризуется образовательный процесс в высших учебных заведениях. Данный процесс образования студента в вузе направлен, как правило, на выработку его способности к жизненно-утверждающему образу жизни, включающему адекватное принятие своей самостоятельности.

В то же время профессионально-личностное становление студента является проблемой полноценного конструирования молодым человеком себя как целостной зрелой личности, способной не к простой адаптации, а к постоянному изменению своей правовой жизненной позиции, ценностных ориентаций. Эффективная адаптация в профессиональном сообществе должна качественно изменить образ жизни молодого специалиста. Необходимо, на наш взгляд, стимулировать рост творческой активности, самостоятельности, автономной «независимости», ответственности студентов, а также формировать качественную трансформацию потребностно-мотивационной сферы [11, c. 29].

Проведенные исследования показывают, что около 12% студентов не готовы выполнять свои социальные роли. В 14% из них инициативность, организационные качества и чувство ответственности не отражены должным образом. У 58% студентов наблюдается стремление к самосовершенствованию и самоутверждению, однако, их социальная активность не на должном уровне. Лишь 16% из них построили прочные социальные отношения с окружающим миром, приобрели социальный опыт и самосовершенствовались в различных направлениях [5, c. 60].

На вуз, в котором обучается студент, накладывается важнейшая задача — создать на практике условия «образования личности» в стенах вуза, а также за его пределами, для развертывания потребности студента в интериоризации определенных норм и ценностей, а также развить внутреннюю ответственность каждой личности за успешность его социализации в обществе. Для этого задействуются учебные процессы и направления деятельности студента в ходе образовательного процесса для формирования его собственного вектора социализации. Необходимо понимать, что создание личности, а в дальнейшем и реализация социализации возлагается лишь на самого студента, таким образом, приобретаются личные индивидуальные черты [14, c. 34].

Для социализации личности в обществе необходимо на этапе студенчества и обучения использовать интерактивные формы и методы. Считаем, что одной из проблем успешной социализации личности студента в обществе является значительный объем существования в рамках обучения лекций-диктантов. Устоявшееся мнение, что записывание способствует запоминанию материала, лишь исключает возможность работы с личностью каждого студента. Необходимо применять меры по расширению информационной ёмкости каждого студента и применять более современные методы запоминания, данные меры будут способствовать продуктивности проведения занятий, а также всего учебного процесса.

Проанализируем пример, когда профессоры кафедры социологии Московского гуманитарного университета (МосГУ) используют метод, при котором перед проведением лекционных занятий у студента есть возможность самостоятельного ознакомления и изучения лекционного материала. У студентов появляется возможность развития собственного аналитического мышления и ряда личностных качеств, так как возникает возможность выделить индивидуальные проблемные аспекты и выявить вопросы, которые необходимо рассмотреть с преподавателем. В дальнейшем при работе с преподавателем, данные вопросы анализируются, выводится наиболее точный ответ в работе с группой студентов, а также преподаватель имеет возможность актуализировать лекционную информацию.

Также с целью успешного развития личности студента, действенным методом является использование групповой работы на практических и семинарских занятиях. Она особенно удается в случае поэтапного выполнения учебного задания по разработке и презентации программ социологического исследования. В ходе такого рода занятия вырабатываются важнейшие личностные качества студента, которые в дальнейшем могут использоваться при социализации в обществе.

Рост личности студента является одним из важнейших показателей результатов функционирования вуза, а также его социокультурной среды. Значительное место участия в процессе социализации отводится профессиональной культуре и климату в учебной организации, которые формируются за счёт профессиональной и личностной компетенции работников вуза (административно-управленческого, профессорско-преподавательского, научно-педагогического, учебно-вспомогательного, обслуживающего и т.д.). Данные субъекты учебного процесса должны реализовывать основную миссию образовательной организации, а также формировать и придерживаться совокупности норм и ценностей, которые являются основой деятельности работников вуза [8, c. 233]. В данной части можно отметить проблему, которая существует в современной образовательной среде. А именно, отмечается простая передача знаний, без соответствующего упора на формирование личностных характеристик, а порой и намерение «стереть» существующие личностные качества. Данная проблема, существующая в рамках вуза и учебного процесса, в дальнейшем сказывается в значительной мере при социализации обучающегося или закончившего обучение студента в обществе. Считаем, что данную проблему можно решить путём введения дополнительных мер работы преподавателя со студентом по его социализации, а также создание специализированных программ обучения для этого.

Рассмотрим пример Московского гуманитарного университета, в котором для социализации личности значительное внимание уделяется корпоративным целям. Под корпоративными целями понимаются принципы университета, которые были приняты в 1998 г. Их закрепление отражено в Кодексе чести преподавателя и сотрудника, Кодексе чести студента. Также приняты соответствующие символы университета, в виде гимна, знамён и девиза. Это история университета, его традиции, его издания, библиотечные фонды и методическое оснащение учебного процесса, а также научные разработки, монографии, Международная научная конференция «Высшее образование для XXI в.», Русский интеллектуальный клуб. Особо важным элементом создания культуры в вузе являются образовательные программы, которые включают в себя направления деятельности по социализации личности, а также внутренние локальные акты, которые формируют и регулируют внутренний климат на нормативном уровне.

Социализация личности студента находится в тесной взаимосвязи с деятельностью преподавателей. Большое значение для успешной социализации имеет культура преподавателя, его профессиональное поведение в той или иной ситуациях, качество учебной и внеучебной работы со студентами. Также значение имеет его рост как профессионала в рамках его профессиональной деятельности и интерес включению в образовательное и научное сообщества.

В качестве ещё одной проблемы современного состояния учебного процесса, которые напрямую отражается на социализации личности в обществе, выделим изменения вектора направленности качества обучения лишь на его формальное документирование. Значительная доля времени преподавателей затрачивается на работу по созданию учебно-методической документации, которая должна быть создана или изменена в соответствии с регламентами, обновляющимися практически ежегодно. Также отмечается преобладание и увеличение аудиторной нагрузки на преподавателей за счёт сокращения творческих занятий.

Для организаций высшего образования представляется актуальным поддержание мониторингового принципа собирания и анализа данных в области учебно-воспитательной работы с учетом усиления внимания государства к вопросам воспитания подрастающего поколения. Это отражено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [1].

Важнейшая проблема социализации студенческой молодежи состоит, прежде всего, в сложности ее этапа для студентов, состоящей в завершении первичной и начале вторичной социализации. Студент приходит в вуз, уже обладая социальной сущностью, предполагающей наличие устойчивой совокупности социально значимых черт и включенность в общественные отношения. В вузе заканчивается первичная социализация студента. Он, как правило, обретает в период обучения определенную систему ценностей, целостный образ Я и готовность к саморазвитию.

В условиях усугубляющегося социального неравенства, развития горизонтальных дифференциаций расширяется многообразие социализационных траекторий студентов. Этому способствуют также процессы реформирования высшей школы, реализация новых образовательных программ и вариативность содержания высшего образования.

У студентов сохраняется критичное отношение к своему поколению, его нравственным качествам. Обнаруживается противоречие между ценностными установками студентов и их самооценками вместе с личностными характеристиками своих сверстников. Это противоречие может выступать источником саморазвития личности студента в условиях сложного переходного периода от первичной к вторичной стадии социализации.

Представляется целесообразным для организаций высшего образования проведение мониторинга по комплексному изучению качества учебно-воспитательного процесса. Мониторинг основывается на признании особой значимости оценок, которые дают студенты этому процессу и организации всей повседневной жизни вуза. Их удовлетворенность или неудовлетворенность университетом в целом и различными сторонами его деятельности, активность или неактивность в освоении знаний, понимание или непонимание решаемых вузом задач во многом определяют эффективность вуза и должны учитываться в его стратегическом планировании и в текущей воспитательной работе со студенческой молодежью.

В настоящее время в российском обществе происходят существенные социальные преобразования. Они обусловлены рядом качественных изменений как обществе в целом, так и отдельных групп населения, одой из которых является молодежь. С одной стороны, цифровизация всех сфер жизнедеятельности - это расширение возможностей для самоопределения и самореализации, выражения своей позиции и отношения к политическим лидерам. С другой - «вынужденная удаленка», «самоизоляция», обострение социальных проблем, в том числе бытового характера, проблемы выживания и адаптации в условиях «вынужденных ограничений», связанных с утратой гарантий стабильного финансового, социального положения, намеченного роста неуверенности в отношении перспективы.

Одним из основных социальных трендов, задаваемых новым технологическим укладом, является кризис социального государства и ослабление социальной политики. Государство не поспевает за быстро изменяющимися социальными группами, формируемыми в сетевом глобальном обществе, которые не регламентированы законодательством.

В обществе постоянно происходят различные преобразования, что приводит к появлению новых правил жизни в обществе, а соответственно формируются иные процессы социализации личности в обществе. Инновации прочно укоренились в жизни человека, а в частности в процессе обучения, а также в процессах социализации личности. Основными модернизационными процессами затронуты различные сферы современного российского общества. В настоящее время происходит противостояние учебного процесса средствам массовой информации. Вследствие этого социализация студента происходит всё в большем отдалении от привычных ценностей в России. В силу чего на преподавателей возлагается всё большая ответственность за регулирование процессов социализации студентов.

Педагог приобретает статусы консультанта-новатора, советчика-новатора, вносит инновации в процессы социализации личности и не просто оказывает помощь в адаптации, но и также оказывает содействие в формировании личности каждого студента, позволяющей успешно функционировать в рамках современного общества.

Особое значение в связи с вышеописанными процессами представляет недавняя новация в виде дистанционного обучения, очевидно, что данная форма обучения иным образом сказывается на процессе социализации из чего и возникают отдельные проблемные аспекты. Само понятие «инновация» характеризуется как процесс внедрения изменений, новизны. Применяя данное понятие к внедрению дистанционного обучения, очевидно, что внедряются новые формы и методы в обучение. Также данная новация сказывается на процессе взаимодействия студента с преподавателем и коммуникации между самими обучающимися.

При анализе дистанционного образования, отметим, что понимается под данным процессом обучение в рамках интернет-среды, а также особо влияющий на социализацию личности. Многие вузы отмечают, что большинство студентов хотят начать работать как можно ранее. Соответственно дистанционное обучение предполагает большую свободу доступа к нестандартным источникам информации и проявления творческих направлений, т.е. предполагает успешную социализацию студента в постиндустриальном социуме. Из чего следует, что социализация студента в процессе дистанционного обучения приобретает всё более важное значение.

В качестве основных проблем социализации личности студента при дистанционном обучении можем выделить следующие:

- недостаточно оснащенная методическая база (методические рекомендации для написания письменных работ, прохождения и оформления отчетов по практике, а также ссылки на довольно старую учебную литературу);

- возрастной состав преподавателей; многие преподаватели старшего поколения не способны быстро адаптироваться к меняющимся условиям обучения (к новым модернизированным методам работы со студентами) и сами нуждаются в обучении;

- необходимость вузов обучать персонал или вводить новую штатную единицу для ведения программного обеспечения дистанционного образования;

- недостаточная оснащенность компьютерами нового поколения и соответственно программами для проведения лекции, семинаров и онлайн-тестов;

- недостатки в разработках программах онлайн-тестирования, которые требуют использования определенных видов браузеров для вхождения в учебную дисциплину;

- невозможность четко организовать и контролировать учебный процесс;

- неподготовленность менталитета российского студента к самостоятельности в процессе обучения, а именно: неумение быстро находить нужную информацию в огромном списке учебной литературы; неумение анализировать и выделять главное в информационном источнике; проблема идентификации пользователя (итоговую аттестацию может пройти любой человек); отсутствие познавательной мотивации;

- недостаток практических знаний, невозможность полностью заменить живое социализирующее общение;

- недостаточность развития коммуникабельности.

Таким образом, данный вопрос является актуальным, а  социализация студентов в условиях дистанционного образования требует дальнейшего изучения с целью найти более эффективные методы управления этим процессом, поскольку именно в процессе социализации личности студента посредством дистанционного обучения происходит формирование определенных инновационных качеств, необходимых для самореализации обучающегося в период модернизации и отвечающих потребностям российского общества в целом.

Характерной особенностью социализации современной молодежи является утрата интереса к получению знаний, что подменяется желанием просто иметь престижное образование. В последние годы появилось множество возможностей для самоутверждения личности, не требующих высокого уровня образования. Для многих молодых людей эти пути кажутся достаточно привлекательными, хотя, как правило, они не ведут к настоящему успеху и негативно сказываются на раскрытии творческого потенциала личности. Проблема обесценивания знаний, актуальная для нашего общества в последние годы, выражает себя как в общем понижении профессионального уровня, так и в падении культурного уровня населения в целом и молодежи в частности. Результатом подобных явлений становится возрастание агрессивности, социального конформизма, особенно в молодежной среде.

Существующая система образования не удовлетворяет потребности молодых людей в получении качественного образования. Да и само высшее образование для значительной части молодежи становится недоступным из-за сокращения бюджетных мест. Подобные явления с начала XX столетия значительно понижают интеллектуальный потенциал российской нации [6, c. 18].

Достижение престижного и богатого существования становится самоцелью существования, а человек все чаще является объектом манипуляции со стороны индустрии досуга и развлечений.

Подобные выводы подтверждаются результатами социологических исследований последних лет. Согласно этим исследованиям досуговые предпочтения современной молодежи, несмотря на региональные особенности, имеют общие закономерности. К ним можно отнести следующие: 55,9% молодых людей свободное время проводят в социальных сетях, 44,8% смотрят телевизор, 34,5% слушают музыку, 20,2% «хотели бы путешествовать», только 17,5% посещают выставки, музеи, театры. В меньшей степени молодежь интересуют такие формы досуга, как спорт (15,8%), занятия в кружках, секциях (9,1%) [4, c. 18].

Подчеркнем, что успешная социализация молодежи во многом зависит от того, насколько будут созданы все необходимые условия для изменения современного состояния социокультурного пространства российского общества. Для этого необходимо постепенно понижать степень коммерциализации средств массовой информации, в современных образовательных учреждениях, как среднего, так и высшего звена необходимо пропагандировать не чуждые, растлевающие молодежь прозападные ценности, а традиционные для России нормы жизни, предполагающие ответственное и серьезное отношение к семье и браку, рождению и воспитанию детей, выбору своего жизненного пути, четкую гражданскую позицию.

В этой связи необходимо учитывать как особенности социализации современных студентов, так и идеи отечественных и зарубежных педагогов, социологов, психологов о признании студента субъектом образовательного процесса, в связи с чем приоритет отдается поиску и применению технологий педагогического содействия формированию социально-профессиональных ценностей студентов для достижения цели их позитивного социального и профессионального самоопределения.

Выводы

Таким образом, развитие личности в процессе традиционного обучения происходит в спроектированной и организованной педагогами социальной среде, как в рамках учебного процесса, так и внеурочной деятельности. Процесс социального развития заключается в изменении социальной структуры личности учащегося, появлению устойчивых психических новообразований в социальной структуре и социальной динамике личности студента. Социальное развитие учащейся молодежи определяется педагогическими условиями, обеспечивающими проектирование обстоятельств, которые позволяют личности включаться в систему социальных ролей, содержащую в себе культурные значения и символы. Каждая социальная роль предполагает освоение индивидом специфической, имманентно присущей данной роли, деятельности, что, в конечном итоге, обеспечивает процесс идентификации роли.

На данный момент в обществе практически отсутствуют поведенческие модели, которые бы формировали необходимые современному обществу компетенции, а присутствуют в большей степени деструктивные модели, транслируемые с экранов телевидения и интернет-пространства.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015 г. N 23 ст. 3307.
  2. Акиншева И.П. Сущность и содержание понятия гражданской социализации как неотъемлемой составляющей политической социализации // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2017. № 2 (7). С. 90-93.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008. 301 с.
  4. Бочарникова И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2018. № 1. С. 18-21.
  5. Гулиева Т.А. Национально-нравственная культура и проблема социализации студентов // International scientific review. 2020. С. 60-62.
  6. Гальцев С.А. Социализация молодежи в современной России: автореф. дис... к.ф.н. Иркутск, 2000. 27 с.
  7. Ковалева И.А. Проблемы социализации личности студента в вузе // Знание, понимание, умение. 2017 № 3. URL: //cyberleninka.ru (дата обращения 14.06.2021)
  8. Ковалева А.И. Профессиональная культура университета как условие повышения качества образования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 225-234.
  9. Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов / Дж. Г. Мид; сост. и переводчик В.Г. Николаев; отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.
  10. Петрова И.В. Процесс социализации студентов в условиях современной системы высшего профессионального образования России. URL: //disser.spbu.ru (дата обращения 14.06.2021)
  11. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социс. 1999. № 6. С. 27-30.
  12. Хизбуллина Р.Р. Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект // Молодой ученый. 2014. № 5. С. 445-447.
  13. Шульга M.M. Особенности процесса социализации в высшей школе // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 287. С. 114-120.
  14. Шутенко Е.Н. Проблема самореализации в вузовском обучении // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 7. С. 33-36.

References

  1. Rasporyazheniye Pravitelstva RF ot 29 maya 2015 g. N 996-r Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v RF na period do 2025 g., Sobraniye zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2015 g. N 23 st. 3307.
  2. Akinsheva I.P. Sushchnost i soderzhaniye ponyatiya grazhdanskoy sotsializatsii kak neotyemlemoy sostavlyayushchey politicheskoy sotsializatsii (The essence and content of the concept of civil socialization as an integral part of political socialization), Vestnik Luganskogo natsionalnogo universiteta imeni Tarasa Shevchenko, 2017, no 2 (7), pp. 90-93.
  3. Andreyeva G.M. Sotsialnaya psikhologiya (Social Psychology). M.: Aspekt-Press, 2008. 301 p.
  4. Bocharnikova I.S. Dosugovyye predpochteniya sovremennoy rossiyskoy molodezhi: sravnitelnyy sotsiologicheskiy analiz (Leisure preferences of modern Russian youth: a comparative sociological analysis), Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2018, no 1, pp. 18-21.
  5. Guliyeva T.A. Natsionalno-nravstvennaya kultura i problema sotsializatsii studentov (National moral culture and the problem of socialization of students), International scientific review, 2020, pp. 60-62.
  6. Galtsev S.A. Sotsializatsiya molodezhi v sovremennoy Rossii: avtoref. dis... k.f.n. (Socialization of youth in modern Russia). Irkutsk, 2000. 27 p.
  7. Kovaleva I.A. Problemy sotsializatsii lichnosti studenta v vuze (Problems of socialization of a student's personality in a university), Znaniye, ponimaniye, umeniye, 2017, no 3. URL: //cyberleninka.ru (data obrashcheniya 14.06.2021)
  8. Kovaleva A.I. Professionalnaya kultura universiteta kak usloviye povysheniya kachestva obrazovaniya (Professional culture of the university as a condition for improving the quality of education), Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, 2013, no 1, pp. 225-234.
  9. Mid Dzh. G. Izbrannoye: sb. perevodov / Dzh. G. Mid; sost. i perevodchik V.G. Nikolayev; otv. red. D. V. Yefremenko. M.: INION RAN, 2009. 290 p.
  10. Petrova I.V. Protsess sotsializatsii studentov v usloviyakh sovremennoy sistemy vysshego professionalnogo obrazovaniya Rossii (The process of socialization of students in the conditions of the modern system of higher professional education in Russia). URL: //disser.spbu.ru (data obrashcheniya 14.06.2021).
  11. Popov V.A., Kondratyeva O.Yu. Izmeneniye motivatsionno-tsennostnykh oriyentatsiy uchashcheysya molodezhi (Changing the motivational and value orientations of student youth), Sotsis, 1999, no 6, pp. 27-30.
  12. Khizbullina R.R. Obucheniye v vuze kak protsess sotsializatsii: metodologicheskiy aspect (University education as a process of socialization: methodological aspect), Molodoy uchenyy, 2014, no 5, pp. 445-447.
  13. Shulga M.M. Osobennosti protsessa sotsializatsii v vysshey shkole (Features of the process of socialization in higher education), Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2005, no 287, pp. 114-120.
  14. Shutenko Ye.N. Problema samorealizatsii v vuzovskom obuchenii (The problem of self-realization in university education), Alma mater (Vestnik vysshey shkoly), 2011, no 7, pp. 33-36.

Рецензент:

Ильченко Светлана Владимировна - НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37.

Ilchenko Svetlana Vladimirovna - NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of pedagogical sciences, associate Professor, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37.

Работа поступила в редакцию: 15.06.2021 г.